Детский сад "Чайка"

Среда, 24.04.2024, 23:14

Включить версию для слабовидящих

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Физкультурная страничка | Регистрация | Вход

Двигательная активность в границах ниже и выше допустимой способствует задержке роста и развития, а также снижает рабочие и адаптивные возможности развивающегося организма.

В дошкольном возрасте нужно учитывать не только то, что ребенок может усвоить, но и каких физических и душевных сил это требует от него. С течением времени физиологические возможности дошкольников меняются, и долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий, то есть организацией правильного режима, который отвечал бы требованиям педагогики и гигиены, воспитательной работы с детьми, особенно по развитию движений и закаливанию.

И в организме вырабатывается способность адаптироваться к разнообразным требованиям меняющейся обстановки. Это значит тренировать не какие то определенные способности у ребенка, а упражнять различные группы мышц и соответствующие им нервные центры. Это значит осуществлять тренировку.

    Конечно, очень хорошо, если ребенок ходит на лыжах или катается на коньках. Но бывает и так: футболисту приходится лезть на дерево. А он не может. Велосипедист не умеет кататься на лыжах, а бегун — плавать.

Организм должен развиваться разносторонне, приспосабливаться к любой мышечной деятельности. В нем надо вырабатывать пластичность высшей нервной деятельности.

В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазание, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон и т. п.), естественные силы природы (солнце, воздух и вода).

Физические упражнения.

Обучая детей двигательным умениям, развивая их физические способности, мы всегда действуем комплексно, так как одновременно формируем мир представлений, мыслей и чувств ребенка, воспитываем его ум и волю, прививаем нравственные и эстетические качества.

Задания и объяснения взрослого должны быть ясными и четкими, давать их надо бодрым голосом" и тут же показывать все движения. Не нужно утомлять детей подробным объяснением упражнений. Ведь у них весьма неустойчивое внимание, они не могут долго сосредоточиваться на каком либо одном действии, а тем более на его объяснении. Поэтому взрослый должен стремиться больше показывать.

Упражнения должны быть интересные, в них следует использовать хорошо запоминающиеся образные сравнения,, например: «птичка», «кошка», «паровоз». При этом нужно помнить, что координация движений у детей младшего дошкольного возраста еще несовершенна, поэтому не следует добиваться, чтобы они абсолютно правильно выполняли упражнения.

 

Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами,— изображать все в виде игры. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка, вдохновляют его фантазию и вызывают у него положительные эмоции.

Одежда также имеет значение для физического воспитания. Летом рекомендуется надевать трусы, майку; зимой — спортивный костюм с начесом, шапочку, варежки, на ноги простые и шерстяные носки, кеды. В помещении в любое время года физическими упражнениями рекомендуется заниматься в трусах и майке, на ноги надевать носки, а еще лучше — заниматься босиком.

Исключительно важное значение имеет для детей дозировка упражнений, так как они в младшем возрасте быстро устают и могут потерять интерес к физическим упражнениям. Поэтому количество повторений движений обычно колеблется от 2—3 до 5-6.

После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы отдыха (30—60 с), облекая их, как и упражнения, в интересную форму. Можно предлагать детям сесть или лечь, говоря: «Собачка села отдохнуть», «Мишка лег спать» и т. д.

При выборе упражнений всегда следует помнить о наиболее, рациональном сочетании дыхания с движением, особенно на начальном этапе занятий.

Удобное положение для вдоха:

а) туловище выпрямлено; б) руки разведены или на поясе, грудь и плечи развернуты; в) мышцы брюшного пресса расслаблены.

Для выдоха удобным будет:

а) согнутое положение туловища б) сведенные или опущенные вниз руки; в) мышцы живота сокращены.

При занятиях с малышами, в отличие от занятий со старшими, не следует добиваться, чтобы они сознательно регулировали дыхание и согласовывали его с движениями. Дыхание детей дошкольников всегда должно быть произвольным и свободным, ребенок. никогда не должен задерживать его. У него должна создаваться естественная привычка дышать через нос.

Если ребенок во время выполнения физических упражнений, особенно при беге, начинает дышать через рот,— это уже сигнал о том, что нагрузки передозированы и нужно немедленно переходить на ходьбу.

Часто при выполнении, неосвоенных движений малыши имеют привычку задерживать дыхание, что требует от них некоторого усилия и напряжения. Основная задача взрослого — научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении любого упражнения. Для этого обращать внимание ребёнка на момент выдоха, а не вдоха.

Лучше всего гимнастические упражнения сопровождать звуками или словами, соответствующими типу упражнения. Слова и звуки ребенок должен произносить в момент, когда надо сделать выдох, то есть, когда суживается грудная клетка. Например, в упражнении «Погреемся» в момент обхвата руками плеч делать выдох и одновременно произносить «Ух!» Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и выпрямлением туловища. Звуки и слова не только регулируют дыхание, но и придают упражнениям эмоциональную окраску. Важно следить, чтобы темп движений ребенка соответствовал темпу его дыхания. Часто неопытные родители замедляют темп движений, забывая, что темп дыхания у детей более быстрый, чем у взрослых.

Из-за этой ошибки движения ребенка не совпадают со вдохом и выдохом, что неблагоприятно отражается на его дыхании.

Следует помнить, что движения, в которых участвует большое количество групп мышц, например, движения туловищем, надо выполнять медленнее, чем движения для рук и ног.

Если родители замечают, что ребенок дышит преимущественно ртом, нужно обратиться к врачу, так как такое дыхание может быть следствием образования в носу полипов, увеличения аденоидной ткани или других заболеваний носоглотки.

Физические упражнения только тогда приносят пользу, когда ими занимаются систематически.

Родители обязаны ежедневно находить время для занятий физическими упражнениями со своими детьми и тщательно следить за их здоровьем, обращая внимание на внешний вид, настроение и самочувствие ребенка. Неуравновешенность, вялость или повышенная раздражительность детей — все это должно настораживать и заставлять взрослых незамедлительно обращаться за советом к врачу.

В дошкольном возрасте основная задача физических упражнений — совершенствование у детей таких естественных движений, как ходьба, бег, прыжки, метание, движения на равновесие. С возрастом упражнения должны быть сложнее.

Движения для детей 3—4 лет в большинстве случаев носят имитационный характер, например: «похлопай в ладони», «бей в барабан», «вырасти большим», «сорви яблоко», «полетай, как бабочка», «достань носки ног», «Ванька-встанька», «кошка сердится», «цапля», «воробышек», «самолет».

Упражнения для детей 5—6 лет уже имеют более сложный характер: «потряси яблоню», «попили дрова», «полетай, как птица», «конькобежец», «лыжник», «лягушка» и др.

Во время выполнения упражнений ребенку следует использовать различные положения тела — стоя, сидя, лежа, на четвереньках, присев и т. д.

Подбирать упражнения нужно таким образом, чтобы при их выполнении двигались все мышечные группы в определенной последовательности: развитие и укрепление мышц плечевого пояса, мышц брюшного пресса и ног, мышц спины и гибкости позвоночника.

К средствам физического воспитания относятся и спортивные упражнения, то есть такие двигательные действия, которые в дальнейшем могут стать предметом специализации для достижения спортивных результатов.

Уже с 5—6 лет можно начинать занятия фигурным катанием, художественной гимнастикой, лыжами, бадминтоном, велосипедом, настольным теннисом. Эти виды спорта требуют ловкости, гибкости и быстроты движений.

Поиск

Разное

Вход на сайт