Детский сад "Чайка"

Четверг, 25.04.2024, 05:01

Включить версию для слабовидящих

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Программа обучения воспитанников | Регистрация | Вход

Программа «Радуга» Авторы: авторский коллектив лаборатории Института общего образования МО РФ под руководством профессора Т.Н. Дороновой. Татьяна Николаевна Доронова - профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, зав. лабораторией дошкольного воспитания в институте общего образования МО РФ. «Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей. Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей. В основу программы положены идеи гуманизации педагогической деятельности, индивидуального общения с ребенком, вариативного использования технологий в решении программных задач. Основные цели программы: обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы; обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического); всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали). Программа задумана и реализована как: - комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны развития детей в дошкольном возрасте (физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое); - личностно – ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая классические подходы и основные достижения современной российской педагогической и психологической науки. В программе нашла отражение центральная идея отечественной психологической школы – о творческом характере развития. Авторы рассматривают ребенка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. Длительность пребывания ребенка в детском саду и специфика его развития в дошкольном возрасте требуют целостной организации его жизнедеятельности, которая обеспечит условия для его разностороннего развития. Именно на создание целостной организации жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях и направлена программа «Радуга». Содержание программы Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, поскольку она включает семь  важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие личности ребенка: физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром и математикой. Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги, подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольниками. красный цвет - физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их; оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре; желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд: - обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой; зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании; голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию; синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой; фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты. В “Радуге” впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей.Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре. В программе уделяется большое внимание охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни. Приобщение к миру физической культуры начинается с создания условий для достижения оптимального уровня двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Одним из центральных моментов программы является выработка личностно – ориентированного стиля общения взрослого с детьми в соответствии со спецификой каждой возрастной группы. Авторы программы подразумевают, что педагоги понимают и принимают положение о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога – обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка другими детьми и взрослыми. Это развивает в детях чувство собственного достоинства, защищенности, равноправия и на этой основе – потенциальной доброжелательности к сверстникам и взрослым. Отношение к сверстникам формируется в ходе целенаправленно организуемой педагогом соответствующей возрасту совместной деятельности детей, направленной на получение нужного и интересного для ее участников общего результата. Атмосфера доброжелательности создается за счет введения добрых традиций жизни группы: совместных праздников, досугов; сочувствия и взаимопомощи; гостеприимства и т.д. Работа по программе «Радуга» осуществляется в разных формах организации детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и видов деятельности. Поставленные в программе задачи реализуются и в так называемых повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов. Широко используются игровые формы и методы обучения и закрепления полученных знаний. Большое значение придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей. Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:  реализация поставленных в программе общих задач психического развития  реализация регионального компонента воспитания и образования  цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей. Задача подготовки детей к обучению в школе решается в программе комплексно. Она включает в себя:  развитие коммуникативных навыков,  развитие навыков самообслуживания,  знакомство с основами безопасности жизнедеятельности, развитие речи детей, способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами,  а также специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления детей, начальному знакомству с буквами, развитию речи и познавательному развитию. Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога – обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми. К программе «Радуга» разработан комплект методических пособий, позволяющих эффективно развивать и воспитывать детей в детском саду. Методическое обеспечение программы включает в себя пособия и книги разной направленности. Они связаны между собой, дополняют друг друга. УМК к программе «Радуга» По программе издан комплект пособий, включающий в себя 5 руководств по воспитанию, образованию и развитию детей в каждой возрастной группе, 4 пособия с методическими рекомендациями по проведению различных занятий, а также 14 пособий для детей по всем основным направлениям развития: познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений, речевое развитие, знакомство с изобразительным искусством, конструирование, художественный труд. Все пособия рекомендованы Министерством образования РФ. 5 методических рекомендаций для воспитателей содержат методики, преследующие цели:  сформировать у детей математические представления, в том числе через такие понятия, как размер, цвет, количество;  развить у детей навыки активной разговорной речи, обогатить их словарный запас и сформировать культуру речи;  ознакомить детей с назначениями и функциями предметов, со связями между предметами и природными феноменами, дать представления о различных знаках и символах;  вызвать у детей интерес к искусству, развить способность видеть, любить и понимать изобразительное искусство. Серия «Радуга» включает в себя ряд пособий для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, нацеленных на формирование и развитие навыковговорения. Развивающие книги «Познаю мир» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста знакомят ребенка с назначениями и функциями предметов вокруг нас, со связью между вещами и явлениями природы, со знаками и символами. Ряд развивающих книг «Моя математика», завершающийся книгой для детей старшего дошкольного возраста поможет сформировать представления о способах выражения количества через число путем счета и измерения, познакомить с арифметическими действиями. Целый ряд учебно-наглядных пособий для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста дают представление об изобразительном искусстве, народном искусстве и детском творчестве. Дидактические альбомы «Сделаю сам» для занятий по ручному труду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста включают в себя материал по конструированию и ручному труду. Игровые задания и забавные персонажи позволяют сделать занятия не только полезными, но и увлекательными. Пособия- альбомы по художественному и ручному труду в детском саду и семье помогут развить фантазию и изобретательность детей. Малыши научатся работать с бумагой, заниматься конструированием, вышиванием, плетением и т. д. Основное внимание уделяется изготовлению игрушек, персонажей для настольного театра, подарков родным и друзьям. В книгу для воспитателей детского сада и родителей вошли рекомендации для организации увлекательных занятий по художественному и ручному труду с детьми в детском саду и семье. Новое методическое пособие, посвященное проблемам работы с детьми в подготовительной группе “На пороге школы” авторов Т.Н. Дороновой, Т.И. Гризик и др. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; Сост.Е.В.Соловьева). Переработанный и дополненный вариант программы раскрывает психолого- педагогические основы, задачи работы с детьми на каждом возрастном этапе и основные пути их решения. Программа опубликована целостно, по всем возрастным группам, что поможет педагогическим коллективам более эффективно организовать работу в дошкольных учреждениях. Издательство: «Просвещение» На пороге школы: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6–7 лет/ Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Л. Ф. Климанова и др. В пособии представлена система занятий по развитию старших дошкольников и подготовке их к школе, включая планирование и конспекты занятий по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, математике, изобразительной деятельности и др. Издательство: «Просвещение» Гризик Т.И. Познаю мир: Предметы вокруг нас: Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста. Пособие в увлекательной форме поможет малышу разобраться с целевыми назначениями и функциями различных предметов, понять связи и зависимостимежду предметами и явлениями природы. Издательство: «Просвещение» Гризик Т. И. Познаю мир: я во всём люблю порядок: Развивающая кн. для детей среднего дошкольного возраста. Пособие поможет закрепить представления детей о понятии «последовательность», о роли и значимости данного понятия в жизни человека. Издательство: «Просвещение» Гризик Т. И. Познаю мир: знаки и символы: Развивающая кн. для детей старшего дошкольного возраста. Пособие поможет закрепить представления детей о знаках и символах, их роли в жизни человека. Издательство: «Просвещение» Гризик Т.И. ПОЗНАЮ МИР: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». Методическое пособие по познавательному развитию дошкольников включает планирование и конспекты занятий в младших, средних и старших группах детского сада. Пособие составляет комплект с развивающими тетрадями для дошкольников «Познаю мир». Издательство: «Просвещение» Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: Метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. В методическом руководстве раскрываются особенности организации жизни детей 2-3 лет в детском саду. В разделах пособия подробно рассматриваются особенности каждого из направлений развития ребенка-дошкольника: формирования привычки к здоровому образу жизни, познавательной активности, подготовки к обучению математике, развития речи , приобщения к книге, игровой деятельности и др. Издательство: «Просвещение» Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. В методическом руководстве раскрываются особенности организации жизни детей 2-3 лет в детском саду. В разделах пособия подробно рассматриваются особенности каждого из направлений развития ребенка-дошкольника: физического воспитания, познавательной активности, подготовки к обучению математике , развития речи , воспитания интереса к книге, игровой деятельности, музыкальных способностей, обучению элементам изобразительной деятельности и лепки, конструирования и ручного труда. Издательство: «Просвещение» Гербова В. В. Учусь говорить: Пособие для детей младшего дошкольного возраста. – 32 с.: ил. (в обл.) С помощью заданий, предлагаемых в книге, взрослый сможет организовать работус детьми младшего дошкольного возраста по развитию навыков активной разговорной речи. Рассматривание картинок со специально разработанными ситуациями побуждает детей вступить в диалог, что способствует формированию произносительных навыков, обогащению словаря, уточнению представлений об окружающем мире. Издательство: «Просвещение» Гербова В. В. Учусь говорить: Пособие для детей среднего дошкольного возраста. С помощью альбома по развитию речи детей среднего дошкольного возраста воспитатели и родители смогут целенаправленно осуществлять работу по формированию звукопроизношения, совершенствованию фонематического слуха и фонематического восприятия. Параллельно альбом поможет детям реализовать в речи накопленные впечатления, удовлетворяя их потребность в познавательном общении со взрослым. Издательство: «Просвещение» Гербова В. В. Учсь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. С помощью этого пособия воспитатели и родители значительно расширят словарь ребенка, научат его понятно для окружающих выражать свои мысли, разовьют фонематический слух и фонематическое восприятие. Издательство: «Просвещение» Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе «Радуга». В пособии представлены планирование и методика работы с детьми по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей, средней и старшей группах детского сада. В книгу включены подробные конспекты работы с дошкольниками. Пособие составляет комплект с книгами для детей «Учусь говорить». Издательство: «Просвещение» Соловьева Е. В. Моя математика: Развивающая кн. для детей младшего дошкольного возраста.Пособие включает задания, требующие активности ребенка (раскрасить, обвести в круг, соединить с образцом, нарисовать или наклеить дополнительные изображения на страницу), способствующие формированию математических представлений о цвете, размере, форме, количестве. Издательство: «Просвещение» Соловьева Е. В. Моя математика: Развивающая кн. для детей среднего дошкольного возраста.Пособие предназначено для использования на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Оно позволит сформировать у ребенка представление о числах первого десятка, познакомить с цифрами и геометрическими фигурами. Издательство: «Просвещение» Соловьева Е. В. Моя математика: Развивающая кн. для детей старшего дошкольного возраста.Материал пособия способствует формированию следующих математических представлений: выражение количества через число, знакомство с арифметическими действиями и запись простейших примеров, сравнение количества и сравнение чисел, первоначальное представление о величинах. Издательство: «Просвещение» Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». Методическое пособие включает планирование и конспекты занятий во всех возрастных группах. Пособие составляет комплект с развивающими книгами «Моя математика». Издательство: «Просвещение» Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей младшего дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие по изобразительному искусству предназначено для проведения занятий по эстетическому развитию младших дошкольников в дошкольных учреждениях. Может быть использовано и родителями. Издательство: «Просвещение» Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей среднего дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие по изобразительному искусству предназначено для проведения занятий по эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста в в дошкольных учреждениях. Может быть использовано и родителями. Издательство: «Просвещение» Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие по изобразительному искусству предназначено для проведения занятий по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Может быть использовано и родителями. Издательство: «Просвещение» Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе “Радуга”. Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию дошкольников включает планирование и конспекты занятий в младших, средних и старших группах детского сада. Издательство: «Просвещение» Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.Пособие предназначено для использования в качестве наглядного материала на занятиях по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством. Издательство: «Просвещение» Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: Метод. пособие для воспитателей.Пособие поможет педагогам правильно и интересно организовать занятия с детьми по декоративно-прикладному искусству иизобразительной деятельности. Книга составляет комплект с учебно-наглядным пособием «Детям о народном искусстве». Издательство: «Просвещение» Доронова Т. Н. Сделаю сам: Дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста (Т. Н. Доронова, С. И. Мусиенко). Пособие содержит интересный материал, который поможет развить фантазию и творчество дошкольников. Основное внимание уделяется изготовлению игрушек и полезных вещей для игр и личных потребностей детей, а также созданию различных поделок в подарок родным и друзьям. Пособие может быть использовано и для занятий в семье. Издательство: «Просвещение» Грибовская А. А. Готовимся к празднику: Художественный труд в детском саду и семье: Пособие для детей старшего дошкольного возраста(А. А. Грибовская, В. М. Кошелев). В пособии представлен материал для проведения в игровой форме занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Своими руками дети смогут изготовить персонажи любимых сказок, подготовить подарки к празднику и т. д. Издательство: «Просвещение» Кошелев В. М. художественный и ручной труд в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. В пособии представлен материал для организации занятий по художественному и ручному труду с детьми в детском саду и семье. Взрослые, используя предлагающиеся в книге рекомендации, помогут детям изготовить поделки из бумаги и интересные работы по аппликации для игр и подарков друзьям и родным. Издательство: «Просвещение» Отличительные особенности выпускника «радужной» группы доброжелателен и спокоен; дружелюбен к другим людям и живым существам; умеет договариваться со сверстниками и взрослыми; имеет сферу собственных познавательных интересов; ведет себя в обществе в соответствии с принятыми культурными нормами; психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности; хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости; инициативен в творчестве и игре; имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других.

 

 

Поиск

Разное

Вход на сайт