Детский сад "Чайка"

Среда, 24.04.2024, 22:45

Включить версию для слабовидящих

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Страничка психолога | Регистрация | Вход

Давайте познакомимся

Меня зовут  Яйченя Марина Анатольевна. Я работаю педагогом-психологом в детском саду «Чайка» г.Волгодонска с 01.08.2017г. 

Образование: высшее. 

Главной целью  моей работы в должности педагога-психолога является сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности ребёнка, а так же социально-психологическая адаптация в условиях ДОУ.

 Основными задачами педагога-психолога являются:   

1.    Сохранение психологического здоровья детей.

2.    Диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы детей для выявления нарушений.

3.    Разработка и реализация психопрофилактических программ.

4.    Разработка и реализация индивидуальных развивающих программ.

5.    Консультационное взаимодействие с родителями и педагогами.

6.    Психологическое сопровождение детей  в период адаптации.

7.    Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе, мониторинг развития.

8.    Подбор психологической литературы для самообразования родителей.

 

АДАПТАЦИЯ

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

   В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в  первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

-нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)

-нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)

-меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

   Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

-повышение температуры тела

-изменения характера стула

-нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

     Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей.  Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному:  одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной. 

 

    Что должны знать и уметь родители:

    Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.

     Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

     В  первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.

     Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

      Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке, в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленно на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.

      Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.

       Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

 

Необходимо:

- до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).

- в  первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.

- приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Сразу хотим  заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хотим  Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений.  Все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. С  Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

 

   Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду 

 

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:

• Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.

• Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.

• Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.

• Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.

• В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем.

В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.

• Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.

• Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели "выходной день" для малыша.

• В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.

• Ребенок должен приходить в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.

Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.

 

Весь адаптационный период проходит под контролем медико-педагогической службы с участием психолога.

 

ОТЧЕТ

о мероприятии в МБДОУ ДС «Чайка» г.Волгодонска  

к Дню логопеда и Дню психолога

2015г.

       В рамках проведения недели психологии в МБДОУ ДС «Чайка»  г.Волгодонска, педагогом-психологом ДОУ  С.А. Савченко  были проведены мероприятия, направленные на повышение престижа профессии педагога-психолога и его роли в оказании помощи детям, родителям и педагогам.

           В число мероприятий вошли:

     5 групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию агрессии, страхов и тревожности. По программе « Уроки добра»  С.И. Семенаки.

     2 индивидуальных коррекционно-развивающих  занятия В.Л. Шарохина, Л.И. Катаева.

     1 консультации для педагогов, на тему: «Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью».                                                                                                                          

2 консультации для родителей, на тему: «Капризы и упрямство детей», «Как победить застенчивость».                                                                                                                     

Проведено занятие в средней группе для сброса эмоционального напряжения «Изобрази своё лицо». Цель, которого являлось, обогащать эмоциональный статус ребенка, умение понимать чувства и эмоции другого человека, быть эмоционально отзывчивым.          

Тренинг для педагогов «Люби себя». Профилактика синдрома эмоционального выгорания.  Цель, которого: 1) обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;2) формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;3) развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.    Разработана памятка для родителей «Искусство наказывать  и прощать»

       Таким образом, неделя психологии в МБДОУ ДС «Чайка» г. Волгодонска была наполнена психологической работой со всеми участниками образовательного процесса, что способствовало формированию их психолого-педагогической компетентности и решению актуальных проблем образовательного процесса.

                     

 

 

 

 

 

Поиск

Разное

Вход на сайт